На углу Мытнинской и Старорусской улиц находится дом, который редко привлекает к себе внимание прохожих. При беглом взгляде на него в глаза бросаются высокие, почти гладкие стены с редкими элементами декора. Между тем, это один из самых интересных домов, возведенных в Петербурге в эпоху модерна.

Бывший доходный дом П.М. Станового был построен по проекту архитектора Д. Крыжановского в 1909 г. Примечателен он тем, что архитектор смешал здесь два архитектурных стиля – модерн и неорусский. Дом, действительно, похож на древненовгородские храмы с их скупой на украшения архитектурной манерой.

В отличие от домов в неорусском стиле, часто перегруженных декоративными элементами, здесь украшения на фасаде используются весьма скупо. У окон почти нигде нет наличников, зато на уровне второго этажа над оконными проемами можно видеть похожие на кокошники «бровки» - изогнутые карнизы, традиционные для новгородского зодчества. Угловая скругленная часть здания увенчана шлемовидной башенкой, напоминающей купола Софийского собора Новгородского кремля. Фасад здания украшен неброским орнаментом также в новгородском стиле.

Тема Новгорода в оформлении фасадов этого дома не случайна. Хозяин дома П.М. Становой был родом из новгородских земель, он сделал головокружительную по тем временам карьеру: его предки происходили из крестьян, а сам он стал потомственным почетным гражданином и депутатом Петербургской городской думы.

Дом пострадал во время блокады, но и после войны, особенно в 90-е годы, о нем заботились из рук вон плохо. В результате были утрачены почти все оригинальные деревянные элементы декора, включая рамы и двери. Согласно замыслу архитектора парадные двери дома имели деревянные резные двери; по бокам каждой из них сидели пары сов, охраняющих вход в дом. К началу 2010-х г.  «на дежурстве» оставалось лишь две совы, остальные были утрачены. К счастью, после недавней реставрации дом получил вторую жизнь, а совы вернулись на свое место.

Стоит сказать пару слов об архитекторе этого замечательного здания Дмитрии Крыжановском. До 1917 года этот зодчий построил больше сотни домов, которые сформировали облик Петербурга эпохи модерна. После революции он остался в России и работал некоторое время начальником Народной милиции в Петрограде. Затем он переехал в Вологду, но вскоре вернулся в Ленинград, где преподавал архитектуру. Война застала Крыжановского в городе на Неве. Вплоть до самой смерти зимой 1942 года он занимался сохранением памятников архитектуры в осажденном городе.